MENU
Главная » Статьи » Государственное управление в сфере охраны окружающеи среды

Общественный инспектор по охране окружающей среды

 

Правовые основы деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды Одной из гарантий экологических прав граждан, в соответствии со ст. 10 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды", является осуществление государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды. Одной из форм общественного контроля в этой сфере является контроль, осуществляемый общественными инспекторами по охране окружающей среды. Общественные инспекторы по охране окружающей среды - это предназначенные определенном нормативными правовыми актами порядке лица, которые в соответствии с требованиями экологического законодательства Украины осуществляют общественный контроль в области охраны окружающей природной среды. 

Деятельность общественных инспекторов по охране окружающей среды (далее - общественных инспекторов) организуется и координируется органами Министерства экологии и природных ресурсов Украины:

  • Государственной экологической инспекцией,
  • Республиканским комитетом Автономной Республики Крым по экологии и природным ресурсам,
  • государственными управлениями экологии и природных ресурсов в областях, городах Киеве и Севастополе,
  • государственными инспекциями охраны Черного и Азовского морей.

Координация деятельности общественных инспекторов осуществляется таким образом, что каждый из них закрепляется за соответствующим подразделением органа Минприроды (отделом, сектором и т.д.) или государственным инспектором по охране окружающей природной среды, сфера деятельности которых совпадает с направлением природоохранной деятельности общественного инспектора (охрана биоресурсов, обращение с отходами, охрана земельных ресурсов и др.). Лица, за которыми закреплены общественные инспекторы (специалист, государственный инспектор) осуществляют следующую работу:

  • предоставляют общественном инспектору практическую и методическую помощь по вопросам осуществления общественного контроля и координируют его деятельность;
  • проводят с общественными инспекторами обучение по вопросам осуществления их деятельности, а также знакомят с новыми законодательными и нормативными документами в этой сфере;
  • привлекают общественных инспекторов к участию в проверках, а также оформляют направление для самостоятельного проведения рейдов и проверок.


Общественные инспекторы действуют на общественных началах, без дополнительной оплаты труда и без освобождения от основной работы. Кто может быть общественным инспектором? Порядок назначения и лишения полномочий общественного инспектора. Общественным инспектором может быть лицо, которое:

  • является гражданином Украины,
  • достигла 18 лет,
  • имеет опыт природоохранной работы,
  • прошла собеседование в органах Минприроды по предварительной природоохранной работы и знаний основ природоохранного законодательства.

Претендент подает органа Минекоресурсивзаяву в письменной форме, представление организации, ее рекомендует или письменное ходатайство государственного инспектора по охране окружающей природной среды. Общественных инспекторов назначают

  • Главный государственный инспектор Украины по охране окружающей природной среды (который по должности является начальником Государственной экологической инспекции),
  • главные государственные инспекторы по охране окружающей природной среды соответствующих территорий.


Предназначены общественные инспекторы получают удостоверение установленного образца, подтверждающие их полномочия. В удостоверении указываются: орган, выдавший удостоверение; номер удостоверения, фамилия, имя, отчество общественного инспектора; территория, в пределах которой может осуществлять полномочия общественный инспектор; срок действия удостоверения, права общественного инспектора. Срок действия удостоверения - 1 год, ежегодно продлевается по результатам оценки ежегодного отчета общественного инспектора о проделанной работе. При экологических организациях разрешается создавать штабы общественных инспекторов, которые действуют на общественных началах в соответствии с Положением о штаб общественных инспекторов по охране окружающей среды, утверждается на соответствующей территории. При определенных оснований общественный инспектор может быть лишен своих полномочий органом, который его назначил, что влечет прекращение выполнения работы общественного инспектора с изъятием соответствующего удостоверения. Такими основаниями являются:

  • непредоставление ежегодного отчета или отрицательная его оценка;
  • ненадлежащее выполнение функций общественного инспектора;
  • совершения общественным инспектором нарушений законодательства в области охраны окружающей природной среды, а также противоправных действий при выполнении работы общественного инспектора.

Права и обязанности общественных инспекторов по охране окружающей среды Права общественных инспекторов:

  1. Совместно с работниками органов Минприроды, других государственных органов, осуществляющих контроль за охраной и рациональным использованием природных ресурсов, органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления, общественных экологических (природоохранных) организаций участвовать в проведении проверок соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и гражданами требований природоохранного законодательства, норм экологической безопасности и использования природных ресурсов;
  2. По направлению органа Минприроды, который назначил общественного инспектора, проводить рейды и проверки и составлять акты проверок.
  3. Составлять протоколы об административных правонарушениях и подавать их в соответствующий орган Минприроды для привлечения виновных к ответственности (следует иметь в виду, что общественные инспекторы имеют право составлять протоколы только об отдельных правонарушениях, перечень которых определен законодательством). Кодекс Украины об административных правонарушениях (КоАП) подает перечень правонарушений, о которых общественные инспекторы имеют право составлять протоколы: Уничтожение или повреждение полезащитных лесных полос и защитных лесных насаждений (статья 651 КоАП), нарушение требований пожарной безопасности в лесах (статья 77 КоАП), Самовольное выжигание сухой растительности или ее остатков (Статья 771 КоАП), нарушение порядка осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферу или вредного влияния на нее физических и биологических факторов (Статья 78 КоАП), нарушение правил складирования, хранения, размещения, транспортировки, утилизации, ликвидации и использования отходов (Статья 82 КоАП), Жестокое обращение с животными (статья 89 КоАП, только по диких животных), Превышение лимитов и нормативов использования природных ресурсов (Статья 912 КоАП), Уничтожение или повреждение зеленых насаждений или других объектов озеленения населенных пунктов (Статья 153 КоАП). Следует заметить, что в Положении об общественных инспекторах по охране окружающей среды подается еще ряд правонарушений, о которых общественные инспекторы имеют право составлять протоколы (это правонарушениях, предусмотренных ст 85, 85-1, 88-1, 90, 91 КоАП). Однако, следует руководствоваться КоАП как нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу.
  4. Доставлять лиц, совершивших нарушения природоохранного законодательства, в органы местного самоуправления, органов внутренних дел и штабов общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы, если личность нарушителя не может быть установлена ​​на месте нарушения;
  5. Проверять документы на право использования объектов животного мира, останавливать транспортные (в том числе плавучие) средства и проводить досмотр вещей, транспортных (в том числе плавучих) средств, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и других предметов;
  6. Проводить в случаях, установленных законом, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку как вспомогательное средство для предупреждения и раскрытия нарушений законодательства в области охраны, использования и воссоздания животного мира;
  7. Участвовать в подготовке для передачи в судебные органы материалов о возмещении убытков, причиненных в результате нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, и выступать в качестве свидетелей;
  8. Разъяснять гражданам требования природоохранного законодательства и их экологические права;
  9. Участвовать в проведении общественной экологической экспертизы в соответствии с Законом Украины "Об экологической экспертизе";
  10. Получать в установленном порядке информацию о состоянии окружающей природной среды, источники негативного воздействия на него и меры, принимаемые для улучшения экологической ситуации.

Обязанности общественных инспекторов:

  1. Соблюдать требования действующего законодательства и других нормативных актов при проведении рейдов и проверок;
  2. Добросовестно выполнять возложенные на них задачи и информировать соответствующий орган Минприроды о результатах рейдов и проверок непосредственно после их окончания;
  3. Не позднее 31 января следующего за отчетным года подавать органа Минприроды, который назначил общественного инспектора по охране окружающей среды, ежегодный отчет о проделанной работе.

Нормативный материал:

  1. Об охране окружающей природной среды. Закон Украины от 25 июня 1991
  2. Об охотничьем хозяйстве и охоте. Закон Украины от 22 февраля 2000
  3. О растительном мире. Закон Украины от 9 апреля 1999
  4. О животном мире. Закон Украины от 13 декабря 2001
  5. О природно-заповедном фонде Украины. Закон Украины от 16 июня 1992
  6. Кодекс Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984
  7. Положение об общественных инспекторах по охране окружающей среды. Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 27 февраля 2002 N 88
  8. Положение о Государственной экологической инспекции. Постановление Кабинета Министров Украины от 17 ноября 2001 N 1520


Статья 651. Уничтожение или повреждение полезащитных лесных полос и защитных лесных насажденийУничтожение или повреждение полезащитных лесных полос, защитных лесных насаждений вдоль берегов рек, каналов, вокруг водных объектов, гидротехнических сооружений, на полосах отвода автомобильных дорог, железных дорог и других защитных лесных насаждений - влечет наложение штрафа на граждан от пяти до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц - от семи до двенадцати необлагаемых минимумов доходов граждан. 

Статья 77. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах Нарушение требований пожарной безопасности в лесах - влечет за собой наложение штрафа на граждан от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц - от трех до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан. Уничтожение или повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах, что привело к возникновению лесного пожара или распространению его на значительной площади, - влекут за собой наложение штрафа на граждан от трех до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц - от семи до двенадцати необлагаемых минимумов доходов граждан. 

Статья 771. Самовольное выжигание сухой растительности или ее остатковвыжигание стерни, лугов, пастбищ, участков со степной, водно-болотной и другой естественной растительностью, растительности или ее остатков в полосах отвода автомобильных и железных дорог, а также опавших листьев в парках, других зеленых насаждениях и газонов в населенных пунктах без разрешения органов государственного контроля в области охраны окружающей природной среды или с нарушением условий такого разрешения - влечет за собой наложение штрафа на граждан от трех до семи необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц - от трех до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан. Те же действия, совершенные в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда, - влекут за собой наложение штрафа на граждан от пяти до восьми необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц - от семи до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан. Статья 78. Нарушение порядка осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферу или вредного влияния на нее физических и биологических факторов Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов или несоблюдение требований, предусмотренных предоставленным разрешением, другие нарушения порядка осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или превышение предельных нормативов образования загрязняющих веществ при эксплуатации технологического оборудования, сооружений и объектов - влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от пяти до восьми необлагаемых минимумов доходов граждан. Превышение предельно допустимых уровней вредного влияния физических и биологических факторов на атмосферный воздух или вредное физическое или биологическое воздействие на атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов в случаях, когда необходимость получения такого разрешения предусмотрено законодательством, - влечет наложение штрафа на должностных лиц от пяти до семи необлагаемых минимумов доходов граждан. 

Статья 82. Нарушение правил складирования, хранения , размещение, транспортировки, утилизации, ликвидации и использования отходов Нарушение правил складирования, хранения, размещения, транспортировки, утилизации, ликвидации и использования отходов - влечет наложение штрафа на граждан от одного до пяти необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц - от пяти до восьми необлагаемых минимумов доходов граждан. 

Статья 89. Жестокое обращение с животными Жестокое обращение с животными, их истязание или совершение других действий, которые привели к их мучению, увечью или гибели, - влекут за собой наложение штрафа от трех до семи необлагаемых минимумов доходов граждан. 

Статья 912. Превышение лимитов и нормативов использования природных ресурсов Превышение утвержденных лимитов и нормативов использования природных ресурсов - влечет наложение штрафа на граждан от одного до шести необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц - от трех до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан. 

Статья 153. Уничтожение или повреждение зеленых насаждений или других объектов озеленения населенных пунктов Уничтожение или повреждение зеленых насаждений, отдельных деревьев, кустарников, газонов, цветников и других объектов озеленения в населенных пунктах, непринятие мер для их охраны, а также самовольное перенесение в другие места во время застройки отдельных участков, занятых объектами озеленения, - влекут за собой наложение штрафа на граждан от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц - от трех до семи необлагаемых минимумов доходов граждан.

 

Категория: Государственное управление в сфере охраны окружающеи среды | Добавил: Galena (11.05.2016)
Просмотров: 2034 | Теги: охрана окружающей среды, общественный инспектор, Запорожская область, мелитополь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar